Формы бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета — это совокупность регистров бухгалтерского учета, которые ведутся (заполняются) в определенной последовательности и порядке, установленном требованиями статьи 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

1. Мемориально-ордерная форма — на каждый первичный документ формируется ордер, каждый ордер регистрируется в специальном журнале, по итогам каждого месяца данные переносятся в главную книгу. Главная книга является регистром синтетического учета. Аналитический учет ведется на основании документов, приложенных к мемориальным ордерам). Эта форма б.у. не рекомендована к применению Минфином с 1960 года.

2. Журнально-ордерная форма — основана на определенных принципах:

  • записи в журналах-ордерах осуществляются только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами,
  • в единой системе совмещаются записи синтетического и аналитического учета,
  • факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления периодической и годовой отчетности,
  • применение месячных журналов-ордеров.

Журнал – ордер представляет собой таблицу, построенную по шахматной форме, в которой учитываемая операция одной строкой отражается сразу на двух счетах – дебетуемом и кредитуемом. Для каждого синтетического счета (или группы счетов) открывается отдельный журнал – ордер, имеющий свой номер. Хозяйственные операции отражаются в журналах – ордерах в хронологическом порядке на основании первичных документов по кредитовому признаку, то есть по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения, кассовые операции, операции по расчетному счету в банке регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для осуществления контроля и для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, которая ведется по дебетовому признаку. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведутся. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

3. Упрощенная форма — ее могут применять субъекты малого предпринимательства. Упрощенная форма может быть двух видов:

1) простая форма бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия). Ее могут применять только микропредприятия.

Факты хозяйственной деятельности на основании первичных документов заносятся в Книгу (журнал) хозяйственных операций, далее обороты из Книги переносятся в шахматную ведомость, а затем составляется оборотно-сальдовая ведомость, из которой данные заносятся в отчетность.

Книга содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Книгу можно вести в виде ежемесячной ведомости, открывая ее на месяц или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом, предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Кроме этого, предприятия малого бизнеса обязаны вести ведомость учета заработной платы по форме № В-8 и  кассовую книгу (если на малом предприятии осуществляются расчеты с применением контрольно-кассовой машины, то обязаны вести также кассовую книгу кассира-операциониста).

Для учета расчетов по оплате труда с работниками, расчетов с бюджетом по налогам и взносам, малое предприятие должно вести также расчетную ведомость по начислению заработной платы и отчислений налогов и сборов, а также регистры учета налога на доходы физических лиц и персонифицированный учет взносов на обязательное пенсионное страхование.

Бухгалтерский учет по упрощенной форме осуществляется путем регистрации фактов хозяйственной деятельности по первичным документам в Книге (журнале) по форме № К-1, которая является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

2) по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Форма бухгалтерского учета (с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия).

Предприятия малого бизнеса, применяющие такую форму учета, используют следующие регистры бухгалтерского учета:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;
Ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;
Ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
Ведомость учета реализации — форма № В-6;
Ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
Ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
Ведомость (шахматная) — форма № В-9.

Каждая ведомость открывается записями остатков на начало месяца по соответствующим счетам. Затем на основании первичных документов в ведомостях фиксируются факты хозяйственной деятельности малого предприятия. Любая операция отражается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета, в другой — по кредиту корреспондирующего счета. В обеих ведомостях в графе «Содержание операции» делается запись сути совершенной операции.

В конце месяца после подсчета итога оборотов и выведения остатков ведомости подписывают лица, производившие записи. Остатки средств в отдельных ведомостях необходимо сверять с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).